Интересным представляется влияние типа нервной системы человека на его стиль трудовой, учебной деятельности.
Исследования показывают, что не все люди вырабатывают оптимальный стиль деятельности, режим труда и отдыха. Как уже говорилось, одним необходимы кратковременные паузы отдыха, расслабления, другим — редкие, но более длительные паузы.
Восстановление работоспособности также зависит от свойства нервной системы, «силы — слабости».
Человек со слабой нервной системой чувствителен ко всему, что происходит вокруг и в самой личности.
Наоборот, у человека с сильной нервной системой низкая чувствительность, но высокая работоспособность. Люди с сильной нервной системой способны дольше и с большей интенсивностью трудиться, обучаться в течение суток.
Лицам со слабой нервной системой приходится дольше восстанавливать свои «нервные» силы. Им наиболее необходимо планирование режимов труда и отдыха. Они лучше прогнозируют свое возможное поведение в сложных, стрессовых ситуациях, стараются все предусмотреть и за счет этого справляются с трудностями в работе, заранее решают варианты конфликтных ситуаций.
Но это отнюдь не означает, что лица с сильной нервной системой могут себя никак не ограничивать. Увлекаясь возможностью всего добиться легко, они порой не щадят своего здоровья, плохо спят.
От этого неупорядоченного режима труда и отдыха у них начинает часто колебаться настроение, они портят отношения с другими людьми на работе и дома. Круг замыкается, и им уже сложнее восстановить свои физические и душевные силы.
Один стиль деятельности отличается регулярностью, систематичностью, планомерностью работы, равномерным режимом труда и отдыха. В некотором смысле это выработанная культура труда и отдыха.
Другому же стилю присущи элементы штурма, риска, несистематичность периодов деятельности и пауз отдыха. Это так называемый «беспорядочный образ жизни».
По молодости, когда сил достаточно, мы не ощущаем необходимости регламентировать свою активность, но со временем наступает «расплата за неумеренность»: неврозы, инфаркты, гипертония, язва желудка.
Конечно, каждый человек вправе выбирать свой образ жизни, но он не всегда оптимален для него. В одной организации работал молодой человек, который настолько был увлечен делами, что занимался ими и дома, и по ночам.
Прошло время, его назначили руководителем подразделения, и тут он почувствовал, что недосыпание стало отражаться на отношениях с другими людьми: он стал невыдержан, вступал даже в конфликты. Посоветовавшись с психологом, он изменил свой режим труда и отдыха.
Конечно, равномерность и систематичность в работе не всегда зависят от нас. Нередко обстоятельства требуют от нас большого напряжения, но главное, чтобы мы сами и каждый на своем месте регламентировали рамки труда и отдыха, что будет способствовать общей ритмичности совместной деятельности [10].
Интересной является наша разная ориентированность на процесс и результат труда. Для одних людей интерес представляет сама работа с ее творческой стороной или размеренной, систематичной последовательностью действий. Для других в работе важен результат — полученная зарплата.
Женщины больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценка — основные регуляторы их трудовой активности.
Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве. И они предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате.
Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать неудовлетворенность в семейно-брачных отношениях. Не случайно среди основных ценностей жизни женщины предпочитают семью, детей, то есть тот психологический, эмоциональный комфорт, который может дать только семья.
Мужчины в силу своих природных особенностей, исторически сложившихся традиций, воспитания ориентированы на производство, деловые отношения, успехи на службе.
Как природа, так и исторический опыт людей позаботились об оптимальном разделении жизненных функций. Правда, сейчас все чаще приходится сталкиваться с утверждением, будто женщины могут эффективнее решать производственные задачи, чем мужчины.
Истинно женские ценности, ориентации нередко подменяются мужскими, и в результате страдают как женщины, так и мужчины. Происходит ломка прежних эталонов мужчины и женщины, а это не может не сказываться на эффективности управления производством, учреждением (административным, научным).
В свое время академик А. Берг высказал озабоченность феминизацией средней школы, техникумов, вузов. Нарушение баланса воспитателей мужчин и женщин может затруднить сам процесс обучения и воспитания в силу осложняющегося социально-психологического климата в педагогическом коллективе. При этом могут исчезнуть образцы мужского поведения, ценностных ориентации, интересов и т. д.
Не всегда мы отдаем себе отчет в том, какова же цена нашего мужского и женского образа жизни и поведения? Считается, что мужчина должен быть более выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми.
Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидит кто-либо, и поплакать. Все это будто мелочи, штрихи мужского и женского поведения, но они подчас придают человечность нашим отношениям дома, в семье.
А на работе, где каждый должен соблюдать правила деловых отношений? Известно, что человек нуждается в «отдушине». Всякие мелкие и крупные неприятности: дома, на транспорте, на работе должны найти «выход».
Эмоциональное напряжение должно быть как-то снято. Хорошо, когда дома, в семье есть такой человек, который поймет, утешит. А если такого нет, нет близкого друга? Вот женщина и поплачет, сняв тем самым эмоциональное напряжение. Мужчина выпьет с «друзьями-собутыльниками». Проблема будто бы и решена.
Таблица. Вам предлагается выбрать одну из четырех характеристик поведения,
чаще всего проявляющуюся у вас. Ппоставьте крестик в клеточке, идущей под
номером: 1, 2, 3, 4. После заполнения подсчитайте в столбиках количество
крестиков. Относительное преобладание крестиков в одном из четырех столбиков
указывает на тип темперамента: 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3—флегматик, 4
—меланхолик.
№ Хар-ки |
Характеристика поведения |
Тип темперамента | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
Уравновешенность |
Неуравновешен |
Уравновешен |
Очень уравновешен |
Очень неуравновешен |
2 |
Эмоциональные переживания |
Сильные, кратковременные |
Поверхностные, кратковременные |
Слабые |
Глубокие, длительные |
3 |
Настроение |
Неустойчивое с преобладанием бодрого |
Устойчивое жизнерадостное, веселое |
Устойчивое без больших радостей и печалей |
Неустойчивое с преобладанием пессимизма |
4 |
Речь |
Громкая |
Громкая |
Монотонная |
Тихая с задыханием |
5 |
Терпение |
Слабое |
Умеренное |
Очень большие |
Очень слабое |
6 |
Адаптация |
Хорошая |
Отличная |
Медленная |
Трудная |
7 |
Общительность |
Неравномерно общителен |
Равномерно общителен |
Необщителен |
Замкнут |
8 |
Агрессивность |
Агрессивен |
Миролюбив |
Сдержан |
Истеричен (возмущение и уход в конфликт) |
9 |
Отношение к критике |
Возбужденное |
Спокойное |
Безразличное |
Обидчивое |
10 |
Активность |
Страстный, увлекающийся |
(ТУ Энергичный (деловой или болтун) |
Неутомимый труженик |
Неравномерно активен |
11 |
Отношение к новому |
Положительное |
Безразличное |
Отрицательное |
Оптимистичное или пессимистичное |
12 |
Отношение к опасности |
Боевое, рискованное |
Расчетливое, без риска |
Хладнокровное, невозмутимое |
Тревожное, растерянное, подавленное |
13 |
Достижение цели |
Сильное, с полной отдачей |
Быстрое, с избеганием препятствии |
Медленное, упорное |
Слабое, с избеганием препятствий |
14 |
Самооценка |
Значительная переоценка |
Некоторая переоценка |
Реальная оценка |
Недооценка |
15 |
Внушаемость, мнительность |
Умеренная |
Небольшая |
Слабая |
Большая |