Товар в корзине!

Вы не зарегистрировались на сайте.
Ваша корзина не сохранится после сессии.

Для постоянной работы с сайтом необходимо зарегистрироваться.

animateMainmenucolor
activeMenucolor
top_div_osn_top
Монро-Дизайн
Создание сайтов
Мы понятны всем, и профессионалам и любителям, потому-что помогаем достигать поставленные цели!
Регина

Типы нервной системы человека

Интересным представляется влияние типа нервной системы человека на его стиль трудовой, учебной деятельности.

Исследования показывают, что не все люди вырабатывают оптимальный стиль деятельности, режим труда и отдыха. Как уже говорилось, одним необходимы кратковременные паузы отдыха, расслабления, другим — редкие, но более длительные паузы.

Восстановление работоспособности также зависит от свойства нервной системы, «силы — слабости».

Человек со слабой нервной системой чувствителен ко всему, что происходит вокруг и в самой личности.

Наоборот, у человека с сильной нервной системой низкая чувствительность, но высокая работоспособность. Люди с сильной нервной системой способны дольше и с большей интенсивностью трудиться, обучаться в течение суток.

Лицам со слабой нервной системой приходится дольше восстанавливать свои «нервные» силы. Им наиболее необходимо планирование режимов труда и отдыха. Они лучше прогнозируют свое возможное поведение в сложных, стрессовых ситуациях, стараются все предусмотреть и за счет этого справляются с трудностями в работе, заранее решают варианты конфликтных ситуаций.

Но это отнюдь не означает, что лица с сильной нервной системой могут себя никак не ограничивать. Увлекаясь возможностью всего добиться легко, они порой не щадят своего здоровья, плохо спят.

От этого неупорядоченного режима труда и отдыха у них начинает часто колебаться настроение, они портят отношения с другими людьми на работе и дома. Круг замыкается, и им уже сложнее восстановить свои физические и душевные силы.

Один стиль деятельности отличается регулярностью, систематичностью, планомерностью работы, равномерным режимом труда и отдыха. В некотором смысле это выработанная культура труда и отдыха.

Другому же стилю присущи элементы штурма, риска, несистематичность периодов деятельности и пауз отдыха. Это так называемый «беспорядочный образ жизни».

По молодости, когда сил достаточно, мы не ощущаем необходимости регламентировать свою активность, но со временем наступает «расплата за неумеренность»: неврозы, инфаркты, гипертония, язва желудка.

Конечно, каждый человек вправе выбирать свой образ жизни, но он не всегда оптимален для него. В одной организации работал молодой человек, который настолько был увлечен делами, что занимался ими и дома, и по ночам.

Прошло время, его назначили руководителем подразделения, и тут он почувствовал, что недосыпание стало отражаться на отношениях с другими людьми: он стал невыдержан, вступал даже в конфликты. Посоветовавшись с психологом, он изменил свой режим труда и отдыха.

Конечно, равномерность и систематичность в работе не всегда зависят от нас. Нередко обстоятельства требуют от нас большого напряжения, но главное, чтобы мы сами и каждый на своем месте регламентировали рамки труда и отдыха, что будет способствовать общей ритмичности совместной деятельности [10].

Интересной является наша разная ориентированность на процесс и результат труда. Для одних людей интерес представляет сама работа с ее творческой стороной или размеренной, систематичной последовательностью действий. Для других в работе важен результат — полученная зарплата.

Женщины больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценка — основные регуляторы их трудовой активности.

Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве. И они предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате.

Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать неудовлетворенность в семейно-брачных отношениях. Не случайно среди основных ценностей жизни женщины предпочитают семью, детей, то есть тот психологический, эмоциональный комфорт, который может дать только семья.

Мужчины в силу своих природных особенностей, исторически сложившихся традиций, воспитания ориентированы на производство, деловые отношения, успехи на службе.

Как природа, так и исторический опыт людей позаботились об оптимальном разделении жизненных функций. Правда, сейчас все чаще приходится сталкиваться с утверждением, будто женщины могут эффективнее решать производственные задачи, чем мужчины.

Истинно женские ценности, ориентации нередко подменяются мужскими, и в результате страдают как женщины, так и мужчины. Происходит ломка прежних эталонов мужчины и женщины, а это не может не сказываться на эффективности управления производством, учреждением (административным, научным).

В свое время академик А. Берг высказал озабоченность феминизацией средней школы, техникумов, вузов. Нарушение баланса воспитателей мужчин и женщин может затруднить сам процесс обучения и воспитания в силу осложняющегося социально-психологического климата в педагогическом коллективе. При этом могут исчезнуть образцы мужского поведения, ценностных ориентации, интересов и т. д.

Не всегда мы отдаем себе отчет в том, какова же цена нашего мужского и женского образа жизни и поведения? Считается, что мужчина должен быть более выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми.

Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидит кто-либо, и поплакать. Все это будто мелочи, штрихи мужского и женского поведения, но они подчас придают человечность нашим отношениям дома, в семье.

А на работе, где каждый должен соблюдать правила деловых отношений? Известно, что человек нуждается в «отдушине». Всякие мелкие и крупные неприятности: дома, на транспорте, на работе должны найти «выход».

Эмоциональное напряжение должно быть как-то снято. Хорошо, когда дома, в семье есть такой человек, который поймет, утешит. А если такого нет, нет близкого друга? Вот женщина и поплачет, сняв тем самым эмоциональное напряжение. Мужчина выпьет с «друзьями-собутыльниками». Проблема будто бы и решена.

Таблица. Вам предлагается выбрать одну из четырех характеристик поведения, чаще всего проявляющуюся у вас. Ппоставьте крестик в клеточке, идущей под номером: 1, 2, 3, 4. После заполнения подсчитайте в столбиках количество крестиков. Относительное преобладание крестиков в одном из четырех столбиков указывает на тип темперамента: 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3—флегматик, 4 —меланхолик.

№ Хар-ки

Характеристика поведения

Тип темперамента

1

2

3

4

1

Уравновешенность

Неуравновешен

Уравновешен

Очень уравновешен

Очень неуравновешен

2

Эмоциональные переживания

Сильные, кратковременные

Поверхностные, кратковременные

Слабые

Глубокие, длительные

3

Настроение

Неустойчивое с преобладанием бодрого

Устойчивое жизнерадостное, веселое

Устойчивое без больших радостей и печалей

Неустойчивое с преобладанием пессимизма

4

Речь

Громкая

Громкая

Монотонная

Тихая с задыханием

5

Терпение

Слабое

Умеренное

Очень большие

Очень слабое

6

Адаптация

Хорошая

Отличная

Медленная

Трудная

7

Общительность

Неравномерно общителен

Равномерно общителен

Необщителен

Замкнут

8

Агрессивность

Агрессивен

Миролюбив

Сдержан

Истеричен (возмущение и уход в конфликт)

9

Отношение к критике

Возбужденное

Спокойное

Безразличное

Обидчивое

10

Активность

Страстный, увлекающийся

(ТУ Энергичный (деловой или болтун)

Неутомимый труженик

Неравномерно активен

11

Отношение к новому

Положительное

Безразличное

Отрицательное

Оптимистичное или пессимистичное

12

Отношение к опасности

Боевое, рискованное

Расчетливое, без риска

Хладнокровное, невозмутимое

Тревожное, растерянное, подавленное

13

Достижение цели

Сильное, с полной отдачей

Быстрое, с избеганием препятствии

Медленное, упорное

Слабое, с избеганием препятствий

14

Самооценка

Значительная переоценка

Некоторая переоценка

Реальная оценка

Недооценка

15

Внушаемость, мнительность

Умеренная

Небольшая

Слабая

Большая