При активных методах обучения крайне необходимо задействовать творческие способности участников.
При формировании команд игротехнику следует особое внимание обратить на состав, чтобы команда была творческой. Иногда рациональным является подход, когда участник самостоятельно выбирает, в какой команде у него есть желание работать.
Способности человека и эффективность их реализации определяются наличием:
- социального заказа на реализацию возможностей и способностей личности со стороны общества в целом, со стороны организации, отдельных лиц;
- внутренних потребностей для реализации собственных возможностей и способностей;
- поддержки реализации возможностей и способностей личности со стороны соисполнителей и коллег, т.е. совпадении потребностей, интересов и целей личности и окружающих ее людей и организаций;
- собственного авторитета личности в социально-производственной сфере;
- морально-этического, нормативно-директивного и правового обеспечения реализации возможностей и способностей;
- внутренней комплексной системы организации и управления реализацией своих возможностей и способностей.
Творческие способности участников будут проявляться при выходе из конкретных ситуаций, решении задач и проблем.
Необходимо давать участникам активных методов обучения четкое определение проблемы и задачи. Часто эти понятия путают.
Проблема - в широком смысле слова сложный теоретический или практический вопрос требующий изучения, разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка.
Проблему нужно рассматривать как противоречив, способ решения которого неизвестен.
Задача - это поставленная цель, которую стремятся достигнуть,т.е. противоречие, способ решения которого известен, и возможно только его улучшение.
При выборе ситуаций определяйте, она известна, или она подобна, или ситуация принципиально нова.
Если ситуация известна, то ее метод решения стандартен. Если ситуация подобна, то существует решение, которое следует оптимизировать.
Если ситуация нова и ее нельзя сравнить с каким-то образцом, даже с помощью определенной модификации, то здесь необходим поиск нового метода решения.
Более актуальны для участников новые ситуации, отсюда ясно видно, насколько важно открытие и развитие творческих способностей участников.
Для развития, тренировки творческих и интеллектуальных способностей выполняйте ряд следующих рекомендаций:
- вырабатывайте в себе нестереотипный взгляд;
- снимайте с себя неуверенность;
- воспитывайте настойчивость;
- познавайте себя, развивайте сенсорные каналы;
- отключайте самокритику;
- овладевайте искусством мобилизации для творчества всей своей эмоциональной энергии;
- доискивайтесь до сути проблем;
- развивайте собственное воображение и способности фантазировать.
При настрое слушателей на обучение используйте все доступные вам средства: музыку, литературу, психологию, влияйте не только на разум, но и на эмоции, чувства, образы.