Создание сайтов
Профессионалы работают для Вас!
Казань
8 905 373-46-09

Свобода

Психология свободы

Для ощущения счастья и радости - человек должен быть свободным. Его свобода не должна быть обременена деталями жизни.

Заученное со школы определение свободы: свобода - это познанная необходимость, вызывает внутреннее неприятие. Свобода и необходимость в нашем сознании представлены как антонимы.

Более понятно следующее: свобода - это способность действовать в соответствии со своими интересами и целями.

К сожалению, интересы и цели людей часто пересекаются. И тут всплывают понятия необходимости и ответственности.

Очевидно, что свобода без чувства ответственности - это произвол, а ответственность без чувства свободы - это гипертрофированное чувство вины и присутствие навязчивого чувства "Я должен".

Свобода, это внутреннее состояние разума, а не внешние условия. Всегда есть элементы свободы во всем, что ты делаешь.

Выбери, где ты свободен. Сфокусируйся на этой свободе. Каждый человек может и должен найти тот "островок" в своей деятельности, где он сам ставит себе цели своих действий, выбирает способы их достижения, имеет возможность самостоятельно оценить полученный результат. Это и есть свободный труд,  воспеваемый восточной философией.

Отсутствие свободы не приходит от других людей, это плод собственного мыслительного процесса.

Свобода — это то, что человек сам создает для себя, она не может быть подарена и не может быть забрана.

Свобода не легко достается и требует определенных усилий от человека, это риск, активные действия, ответственность, и поэтому многие охотно от нее отказываются.

Как отметил Н.Бердяев: "Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя и люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя".

Существует несколько способов бегства от свободы: подчиниться, просто стать невидимым, похожим на других - конформизм; подчинить себе других.

Первый механизм бегства от свободы - подчиниться, т.е. слиться с другим, стать винтиком.

Как отметил Э.Фром, человек пытается получить все, что он хочет от жизни, не ценою собственных усилий, а из рук "волшебного помощника", причем пытаясь им манипулировать. Одни используют для этого покорность, другие великодушие, третьи свои страдания.

Второй способ бегства от свободы - конформизм.

Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общественными стандартами. Этот механизм можно сравнить с защитной реакцией животных, человек перестает выделяться и становится похожим на свое окружение.

К сожалению, человек, умеющий хорошо приспосабливаться, часто имеет девальвированную систему общечеловеческих ценностей.

Существующая система воспитания способствует распространению конформистского поведения. Ребенка учат проявлять чувства, которые он сам не испытывает. Чтобы добиться этого его уговаривают, угрожают, подавляют.

Если подавление одной лишь сексуальной потребности, согласно Фрейду, вызывает множество комплексов, то подавление широкого спектра чувств и эмоций человека имеет гораздо большие последствия.

Третий механизм бегства - авторитаризм, или подчинение себе других. Этот механизм не так очевиден, как предыдущие. Он вызван неспособностью личности жить своей силой и выстоять в одиночку.

Авторитарный человек наслаждается слабостью другого, но одновременно он этой слабостью и порабощается.

Попробуйте удержать другого человека, и оставить при этом для себя свободу перемещений и действий.

На самом деле вы можете жить в согласии с другими людьми только тогда, когда у вас не будет чувства властвования над ними.

Человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к ним. Таким образом, не внешние, а внутренние условия определяют свободу его выбора.

Вместо подчинения открытой, внешней власти, человек создает внутреннюю власть: совесть, долг, ответственность, которые управляют им не менее успешно, чем внешняя власть.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности