Создание сайтов
Профессионалы работают для Вас!
Казань
8 905 373-46-09

Типы нервной системы человека

Интересным представляется влияние типа нервной системы человека на его стиль трудовой, учебной деятельности.

Исследования показывают, что не все люди вырабатывают оптимальный стиль деятельности, режим труда и отдыха. Как уже говорилось, одним необходимы кратковременные паузы отдыха, расслабления, другим — редкие, но более длительные паузы.

Восстановление работоспособности также зависит от свойства нервной системы, «силы — слабости».

Человек со слабой нервной системой чувствителен ко всему, что происходит вокруг и в самой личности.

Наоборот, у человека с сильной нервной системой низкая чувствительность, но высокая работоспособность. Люди с сильной нервной системой способны дольше и с большей интенсивностью трудиться, обучаться в течение суток.

Лицам со слабой нервной системой приходится дольше восстанавливать свои «нервные» силы. Им наиболее необходимо планирование режимов труда и отдыха. Они лучше прогнозируют свое возможное поведение в сложных, стрессовых ситуациях, стараются все предусмотреть и за счет этого справляются с трудностями в работе, заранее решают варианты конфликтных ситуаций.

Но это отнюдь не означает, что лица с сильной нервной системой могут себя никак не ограничивать. Увлекаясь возможностью всего добиться легко, они порой не щадят своего здоровья, плохо спят.

От этого неупорядоченного режима труда и отдыха у них начинает часто колебаться настроение, они портят отношения с другими людьми на работе и дома. Круг замыкается, и им уже сложнее восстановить свои физические и душевные силы.

Один стиль деятельности отличается регулярностью, систематичностью, планомерностью работы, равномерным режимом труда и отдыха. В некотором смысле это выработанная культура труда и отдыха.

Другому же стилю присущи элементы штурма, риска, несистематичность периодов деятельности и пауз отдыха. Это так называемый «беспорядочный образ жизни».

По молодости, когда сил достаточно, мы не ощущаем необходимости регламентировать свою активность, но со временем наступает «расплата за неумеренность»: неврозы, инфаркты, гипертония, язва желудка.

Конечно, каждый человек вправе выбирать свой образ жизни, но он не всегда оптимален для него. В одной организации работал молодой человек, который настолько был увлечен делами, что занимался ими и дома, и по ночам.

Прошло время, его назначили руководителем подразделения, и тут он почувствовал, что недосыпание стало отражаться на отношениях с другими людьми: он стал невыдержан, вступал даже в конфликты. Посоветовавшись с психологом, он изменил свой режим труда и отдыха.

Конечно, равномерность и систематичность в работе не всегда зависят от нас. Нередко обстоятельства требуют от нас большого напряжения, но главное, чтобы мы сами и каждый на своем месте регламентировали рамки труда и отдыха, что будет способствовать общей ритмичности совместной деятельности [10].

Интересной является наша разная ориентированность на процесс и результат труда. Для одних людей интерес представляет сама работа с ее творческой стороной или размеренной, систематичной последовательностью действий. Для других в работе важен результат — полученная зарплата.

Женщины больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценка — основные регуляторы их трудовой активности.

Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве. И они предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате.

Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать неудовлетворенность в семейно-брачных отношениях. Не случайно среди основных ценностей жизни женщины предпочитают семью, детей, то есть тот психологический, эмоциональный комфорт, который может дать только семья.

Мужчины в силу своих природных особенностей, исторически сложившихся традиций, воспитания ориентированы на производство, деловые отношения, успехи на службе.

Как природа, так и исторический опыт людей позаботились об оптимальном разделении жизненных функций. Правда, сейчас все чаще приходится сталкиваться с утверждением, будто женщины могут эффективнее решать производственные задачи, чем мужчины.

Истинно женские ценности, ориентации нередко подменяются мужскими, и в результате страдают как женщины, так и мужчины. Происходит ломка прежних эталонов мужчины и женщины, а это не может не сказываться на эффективности управления производством, учреждением (административным, научным).

В свое время академик А. Берг высказал озабоченность феминизацией средней школы, техникумов, вузов. Нарушение баланса воспитателей мужчин и женщин может затруднить сам процесс обучения и воспитания в силу осложняющегося социально-психологического климата в педагогическом коллективе. При этом могут исчезнуть образцы мужского поведения, ценностных ориентации, интересов и т. д.

Не всегда мы отдаем себе отчет в том, какова же цена нашего мужского и женского образа жизни и поведения? Считается, что мужчина должен быть более выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми.

Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидит кто-либо, и поплакать. Все это будто мелочи, штрихи мужского и женского поведения, но они подчас придают человечность нашим отношениям дома, в семье.

А на работе, где каждый должен соблюдать правила деловых отношений? Известно, что человек нуждается в «отдушине». Всякие мелкие и крупные неприятности: дома, на транспорте, на работе должны найти «выход».

Эмоциональное напряжение должно быть как-то снято. Хорошо, когда дома, в семье есть такой человек, который поймет, утешит. А если такого нет, нет близкого друга? Вот женщина и поплачет, сняв тем самым эмоциональное напряжение. Мужчина выпьет с «друзьями-собутыльниками». Проблема будто бы и решена.

Таблица. Вам предлагается выбрать одну из четырех характеристик поведения, чаще всего проявляющуюся у вас. Ппоставьте крестик в клеточке, идущей под номером: 1, 2, 3, 4. После заполнения подсчитайте в столбиках количество крестиков. Относительное преобладание крестиков в одном из четырех столбиков указывает на тип темперамента: 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3—флегматик, 4 —меланхолик.

№ Хар-ки

Характеристика поведения

Тип темперамента

1

2

3

4

1

Уравновешенность

Неуравновешен

Уравновешен

Очень уравновешен

Очень неуравновешен

2

Эмоциональные переживания

Сильные, кратковременные

Поверхностные, кратковременные

Слабые

Глубокие, длительные

3

Настроение

Неустойчивое с преобладанием бодрого

Устойчивое жизнерадостное, веселое

Устойчивое без больших радостей и печалей

Неустойчивое с преобладанием пессимизма

4

Речь

Громкая

Громкая

Монотонная

Тихая с задыханием

5

Терпение

Слабое

Умеренное

Очень большие

Очень слабое

6

Адаптация

Хорошая

Отличная

Медленная

Трудная

7

Общительность

Неравномерно общителен

Равномерно общителен

Необщителен

Замкнут

8

Агрессивность

Агрессивен

Миролюбив

Сдержан

Истеричен (возмущение и уход в конфликт)

9

Отношение к критике

Возбужденное

Спокойное

Безразличное

Обидчивое

10

Активность

Страстный, увлекающийся

(ТУ Энергичный (деловой или болтун)

Неутомимый труженик

Неравномерно активен

11

Отношение к новому

Положительное

Безразличное

Отрицательное

Оптимистичное или пессимистичное

12

Отношение к опасности

Боевое, рискованное

Расчетливое, без риска

Хладнокровное, невозмутимое

Тревожное, растерянное, подавленное

13

Достижение цели

Сильное, с полной отдачей

Быстрое, с избеганием препятствии

Медленное, упорное

Слабое, с избеганием препятствий

14

Самооценка

Значительная переоценка

Некоторая переоценка

Реальная оценка

Недооценка

15

Внушаемость, мнительность

Умеренная

Небольшая

Слабая

Большая

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru